Основы здоровья

Научись быть здоровым человеком!
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
Предназначены шумоглушители CSA для поглощения шума турбулентных завихрений.
Карта сайта Почта

Принципы оздоровления
Понятие здоровья
Биология человека
Факторы здоровья
Генетическая информация
Наследуемость генетической информации
Реализация генетической информации
Онтогенез
Экология человека
Влияние различных факторов на здоровье
Физиология
Реализация здоровья
Аспекты здоровья
Триединство здоровья
Способы достижения
Оценка здоровья
Определение здоровья
Профилактическая медицина
Классификация нормы
Определение нормы
Наука о гармонии
Гармоничность организма
Виды грузов
Социальный груз
Генетический груз
Сегрегационный груз
Онтогенетический груз
Экологический груз
Социальный груз
Эмоциональный груз
Культурологический груз
Виды и уровни балансов
Уровни баланса и адаптации
Баланс генотипа
Баланс обмена веществ
Баланс функций организма
Психический баланс
Формирование баланса
Предназначены шумоглушители CSA для поглощения шума турбулентных завихрений.
Ядро личности
Онтогенез духовности
Системный баланс
Заключение

Показатели сайта


Онтогенез духовности


Существует три подхода к пониманию индивидуального развития духовности.

Первый, «материалистический» подход связывает формирование в онтогенезе духовных качеств и понятий и соответствующих ценностных структур исключительно с развитием структур и функций головного мозга.

Второй, «идеалистический» подход мозговым структурам и функциям отводит вполне ничтожную роль, а в качестве источника индивидуального развития духовных качеств, понятий и ценностей рассматривает бессмертную душу человека. Третий, симбиотический подход основан на признании приблизительно равного (с некоторыми вариациями и оговорками) вклада в индивидуальное развитие духовных качеств, понятий и ценностей и души человека, и его мозга.

Мы взяли в кавычки термины идеалистический и материалистический по одной и той же причине. Она заключается в том, что и тело и душа являются одинаково материальными, хотя и построены из разных видов материи — тело есть структура из вещества, а душа есть полевая структура. В нашем мире материально все, кроме информации, которая всегда имеет материальный носитель и реально существует лишь в материальной системе, включающей источник информации, канал связи и приемник информации.

Предназначены шумоглушители CSA для поглощения шума турбулентных завихрений.

Для рассмотрения основ теории здоровья нет необходимости обсуждать анатомию тела и равно нет необходимости обсуждать «анатомию» души. Тем более, что в соответствующей литературе нет недостатка. Для этих целей принципиально важным является только факт научной доказанности реальности существования души.

Коль душа реально существует, то альтернативы симбиотическому подходу к пониманию развития духовности не остается. Схема индивидуального развития психической деятельности на основе симбиоза тела и души показана на рис. 8.

Рис.8. Нормальное развитие психики на основе симбиоза души и тела.

На схеме выделяются три уровня психической деятельности: бессознательный, разумный и духовный. Бессознательная деятельность отражает непосредственное взаимодействие души и тела и формирует эмоциональную сферу личности. Далее формируются интеллектуальная и нравственная сферы, на уровне которых осуществляется разумная деятельность. Синтез интеллектуального и нравственного формирует духовную сферу личности, то есть индивидуальную систему духовных качеств, понятий и ценностей.

В количественном аспекте духовность равна произведению интеллектуальности на квадрат нравственности. Развитие духовной сферы приводит к формированию нового уровня, включающего сферы (системы понятий, ценностей и целей) праведности и мудрости. На уровне этих сфер осуществляется духовная деятельность.

Приведенная схема раскрывает (в общих чертах) алгоритм онтогенеза психики в целом.

С позиций созидания и сохранения здоровья наибольшее значение имеет нравственное ядро личности. На первых этапах или на невысоких уровнях развития ядра оно включает несколько десятков нравственных понятий с реальной (влияющей на мотивации) ценностью. На высоких уровнях развития ядро включает несколько сотен духовных и нравственных понятий с реальной ценностью. Отсюда следует, что бездуховность является случаем отсутствия у личности духовно-нравственных понятий с реальной ценностью.

В зависимости от генотипа и системы воспитания развитие ядра личности может идти по одному из трех направлений:
— позитивному, то есть духовному,
— нулевому, то есть бездуховному,
— негативному, то есть антидуховному.

Антидуховный путь развития личности заключается в формировании и ценностном доминировании системы антидуховных и антинравственных понятий с реальной ценностью. Бездуховность, как слабость системы нравственных ценностей с околонулевым влиянием на мотивации в социальном плане, есть явление сугубо отрицательное и часто являет собой не отдельный бездуховный путь развития личности, а бездуховный этап антидуховного развития. Иногда это может быть этап на пути развития от антидуховных наклонностей к формированию позитивной духовности. Зависимость направления развития ядра личности от гармоничности генотипа и гармоничности системы воспитания сомнений не вызывает. Но возникает вопрос о роли души человека в развитии его личности. Этот вопрос снимается, если постулировать реинкарнационный принцип соответствия качества организации души и тела. В терминах ведической традиции (включая ведическое православие, которое было на Руси в 11-том и 12-том веках) это означает, что, по логике кармических законов, гармоничная душа, как правило, получает гармоничное тело (точнее гармоничный генотип), а дисгармоничная душа (в том числе душа со значительной зрелой кармой) с большей вероятностью получает для своего очередного воплощения дисгармоничный генотип.

Индивидуальное развитие ядра личности начинается с формирования качества, понятия и ценности доброты, а успешность формирования зависит от гармоничности морфофункционального развития лобных долей мозга и системы воспитания. Далее формируются понятия (и ценности) совести и любви, затем понятия и ценности долга, достоинства и миролюбия. На следующем онтогенетическом этапе формируются понятия и ценности сознания, чести, справедливости и служения и далее в соответствии со стрелками на схеме системы понятий духовности и антидуховности, которая показана на рис. 9.

Заинтересованный читатель при наличии аналитических навыков или терпения может самостоятельно проследить логику развития ядра личности в системе основных понятий духовности и антидуховности. При этом он получит возможность убедиться в жесткой закономерности общего алгоритма развития ядра личности, в многовариантности промежуточных и индивидуально-конечных состояний, в огромном потенциале адекватных систем воспитания для большинства генотипов.

Рис.9. Онтогенетическая система основных понятий духовности и антидуховности

Полученная на основе онтогенетического подхода система понятий духовности является чисто научным результатом. Иными словами, это чисто научная концепция развития духовности. Вместе с тем, все понятия приведенной системы используют различные религии. Возникает вопрос, а есть ли в какой-либо религиозной системе компактное представление аналогичной совокупности понятий? Такое компактное представление близкой совокупности основных понятий духовности содержится в 12-ти заповедях малейших, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди.

При сопоставлении приведенной выше системы из 20 основных понятий духовности с понятийным аппаратом и смыслом 12 малейших заповедей Христа мы обнаружили, что 5 понятий содержатся непосредственно в тексте малейших заповедей Христа (заповеди 3, 4, 6, 7 и 11), 12 понятий выводятся за один логический шаг и остальные 3 понятия выводятся за два логических шага. Таким образом, Христовы заповеди малейшие содержат непосредственно и логически (имплицитно), в пределах двух шагов, не менее 20 понятий духовно-нравственной сферы. Очевидно, что три логических шага будут охватывать довольно обширное поле понятий этой сферы. Изложенное иллюстрирует таблица 4.

Важно, что, кроме ключевых понятий, малейшие заповеди Христа содержат мотивационные установки, оценочные суждения и категорические утверждения, которые вместе с понятиями образуют ключевой семантический (смысловой) комплекс, предназначенный для формирования ядра личности. Нормальное развитие нравственного ядра личности, то есть хорошее духовное здоровье играет большую роль в сохранении физического и психического здоровья человека.

Основными механизмами влияния духовного здоровья на физическое и психическое являются следующие. Во-первых, предотвращение или, по меньшей мере, снижение накопления эмоционального груза. Во-вторых, это резко снижает вероятность формирования у человека различного типа зависимостей, включая алкогольные и наркотические. В-третьих, это уменьшает вероятность попадания человека в экстремальные (относительно здоровья) ситуации и повышает устойчивость к экстремальным факторам.

Христовы заповеди малейшие
Евангелие от Матфея, гл. 5, Нагорная проповедь
Таблица 4:

СТИХ

ЗАПОВЕДЬ

СМЫСЛ

ИСТОЧНИКИ

1

(3)

БЛАЖЕННЫ
НИЩИЕ ДУХОМ

ЗАПОВЕДЬ
ПРАВЕДНОСТИ

ПРЕДАННОСТЬ
ЧИСТОТА

2

(4)

БЛАЖЕННЫ
ПЛАЧУЩИЕ

ЗАПОВЕДЬ
ПРИЯТИЯ

ДОЛГ
СОЗНАНИЕ

3

(5)

БЛАЖЕННЫ
КРОТКИЕ

ЗАПОВЕДЬ
КРОТОСТИ

СЛУЖЕНИЕ

4

(6)

БЛАЖЕННЫ
ЖАЖДУЩИЕ
ПРАВДЫ

ЗАПОВЕДЬ
ПРАВДО-
ЛЮБИЯ

БЕСКОРЫСТИЕ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

5

(7)

БЛАЖЕННЫ
МИЛОСТИВЫЕ

ЗАПОВЕДЬ
МИЛОСЕРДИЯ

ДОБРОТА

6

(8)

БЛАЖЕННЫ
ЧИСТЫЕ
СЕРДЦЕМ

ЗАПОВЕДЬ
ЧИСТОТЫ

ЧЕСТНОСТЬ
БЕСКОРЫСТИЕ

7

(9)

БЛАЖЕННЫ
МИРОТВОРЦЫ

ЗАПОВЕДЬ
МИРОЛЮБИЯ

ЛЮБОВЬ
ПРЕДАННОСТЬ

8

(10,
11)

БЛАЖЕННЫ
ИЗГНАННЫЕ ЗА
ПРАВДУ

ЗАПОВЕДЬ
ВЕРНОСТИ

СОЗНАНИЕ
ЧЕСТЬ

9

(12)

РАДУЙТЕСЬ И
ВЕСЕЛИТЕСЬ

ЗАПОВЕДЬ
РАДОСТИ

СВЕТЛОСТЬ

10

(13,
14)

ВЫ — СОЛЬ,
ВЫ — СВЕТ

ЗАПОВЕДЬ
ДОСТОИНСТВА

СОВЕСТЬ
ЛЮБОВЬ

11

(15,
16)

ДА СВЕТИТ
СВЕТ ВАШ
ПРЕД ЛЮДЬМИ

ЗАПОВЕДЬ
СЛУЖЕНИЯ

ПРАВЕДНОСТЬ
МИРОЛЮБИЕ

12

(17,
18)

НИ ОДНА НОТА
ИЛИ НИ ОДНА
ЧЕРТА НЕ
ПРЕЙДЕТ ИЗ
ЗАКОНА

ЗАПОВЕДЬ
ЗАКОНА

СОЗНАНИЕ

Отсюда следует, что малейшие заповеди Христа, которые предназначены для формирования понятийного базиса духовно-нравственной системы ценностей человека (ядра личности), обеспечивают два основных результата. Первый — это психический баланс и, как следствие, сохранение физического и психического здоровья. Второй — это возможность духовного (интеллектуально-нравственного) развития личности.

Для сравнения заметим, что 10 заповедей ветхого завета не содержат понятийного базиса духовности. Они содержат указания на греховные формы поведения, налагая простой (нерефлексивный) запрет на недопустимые, включая преступные, формы поведения. В отличие от малейших заповедей Христа, имеющих форму позитивных утверждений, они имеют форму негативных утверждений (с частицей не), а, как хорошо известно, негативные формы непригодны для внушения (суггестивно неэффективны), а следовательно имеют низкую воспитательную ценность.



Дополнительно

Скидки на семейный

Основы здоровья
© 2009-2010