Основы здоровья

Научись быть здоровым человеком!
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
Самую необходимау безопасность при устройство кровли из мягкой черепицы пользуются специалистами
Карта сайта Почта

Принципы оздоровления
Понятие здоровья
Биология человека
Факторы здоровья
Генетическая информация
Наследуемость генетической информации
Реализация генетической информации
Онтогенез
Экология человека
Влияние различных факторов на здоровье
Физиология
Реализация здоровья
Аспекты здоровья
Триединство здоровья
Способы достижения
Оценка здоровья
Определение здоровья
Профилактическая медицина
Классификация нормы
Определение нормы
Наука о гармонии
Гармоничность организма
Виды грузов
Социальный груз
Генетический груз
Сегрегационный груз
Онтогенетический груз
Экологический груз
Социальный груз
Эмоциональный груз
Культурологический груз
Виды и уровни балансов
Уровни баланса и адаптации
Баланс генотипа
Баланс обмена веществ
Баланс функций организма
Психический баланс
Формирование баланса
Самую необходимау безопасность при устройство кровли из мягкой черепицы пользуются специалистами
Ядро личности
Онтогенез духовности
Системный баланс
Заключение

Показатели сайта


Формирование баланса


Формирование психического баланса осуществляется на основе рефлекторных и рефлексивных механизмов. Рефлекторные, а точнее — условно рефлекторные механизмы опосредуют влияние результата поведенческого акта на мотивационные структуры, определяя негативную, нейтральную или позитивную мотивацию относительно данного типа поведенческого акта. Механизмы рефлексии соотносят не только результат поведения, но и процесс поведения и модель планируемого поведения с понятиями, входящими в систему ценностей данной личности, которые были сформированы в процессе ее психоонтогенеза в конкретных условиях среды, то есть воспитания. Эти отношения схематически показаны на рис. 7.

Рис. 7. Элементарная модель детерминации поведения

В итоге психический баланс во многом определяется понятиями, которые имеют достаточную значимость (весомость) в системе ценностей данной личности, ибо рефлексии на нейтральные понятия (не имеющие позитивной или негативной ценности) оказывают слабое влияние на мотивации. Теперь вспомним, что психический баланс предопределяется генотипическим балансом и рассмотрим закономерности совокупного влияния генотипа и воспитания.

Большинство таких закономерностей являются следствиями основного психогенетического закона, суть которого в следующем.

Генотип определяет индивидуальные возможности развития психики и предрасположенности к различным формам и вариантам психического дисбаланса. Внешняя среда и прежде всего — воспитание ограничивает возможности развития и модулирует (повышает или понижает) индивидуальные предрасположенности и риски. Генотип взаимодействует со средой в процессе индивидуального развития, в результате чего формируется морфофункциональная основа предрасположенностей и рисков, которые проявляются психотипически, в том числе через особенности поведения и психопатологические СИМПТОМЫ.

Самую необходимау безопасность при устройство кровли из мягкой черепицы пользуются специалистами

Первая закономерность состоит в том, что индивидуальные особенности психотипа практически всегда имеют генотипические предпосылки, связанные с генетическим грузом.

Если рассматривать популяционное распределение генотипов по гармоничности (от патологически дисгармоничных до идеально гармоничных), то можно выделить три основных области распределения: дисгармоничные генотипы, среднегармоничные генотипы и высокогармоничные генотипы. Доли, приходящиеся на каждую область распределения, зависят от генетического груза популяции. Для популяции с небольшим генетическим грузом можно принять, что доли дисгармоничных и высокогармоничных составляют по 10%, а среднегармоничных — 80%. Вторая закономерность заключается в том, что возможности воспитания малы для генетически дисгармоничных лиц и очень велики для среднегармоничных. Например, выраженное слабоумие мало поддается коррекции (у дисгармоничных потенциал развития мал), а из части детей с легкой дебильностью можно воспитать нобелевских лауреатов (у среднегармоничных потенциал развития достаточно велик).

Третья закономерность в том, что совокупное действие и взаимодействие генотипа и воспитания в онтогенезе формируют индивидуальную конституцию, в том числе психоконституцию, особенности которой и составляют морфофункциональную основу предрасположенностей и рисков. Это подтверждает тот факт (известный еще проф. Ганнушкину 70 лет назад), что психопатии имеют конституциональную природу. Известно также, что природная склонность к доброте обусловлена морфофункциональной гармоничностью лобных долей мозга, а склонность к злобности связана с морфологическими и/или функциональными аномалиями развития лобных долей.

Психотипическое качество доброты формируется у человека тем легче и быстрее, чем выше природная склонность (генотипическая предрасположенность) к этому качеству. Но даже и при отсутствии склонности к доброте (но и при отсутствии сильной злобности) можно воспитать у ребенка качество доброты на уровне фенотипической копии путем формирования у него понятия доброты и внушения ему высокой ценности этого понятия и этого качества плюс внушения его наличия. Фенотипической копией (фенокопией) называют фенотип, который соответствует не своему генотипу, то есть копирует некоторый благоприятный (или неблагоприятный) генотип.

Четвертая закономерность отражает механизм возникновения фенокопий психотипов и состоит в том, что воспитание психотипических качеств происходит, в основном, через формирование понятий и связанной с ними системы ценностей. Нетрудно сообразить, что сама возможность формирования психичесих качеств через понятия и ценности связана с рефлексивными механизмами регуляции психического баланса. Сформированные психотипы (нормальные и патологические, духовные, бездуховные и антидуховные), как правило, относительно устойчивы благодаря психофизиологическим и рефлексивным стереотипам. Поэтому коррекция психотипов (оздоровительная, профилактическая или лечебная) предполагает и функциональную и понятийно-ценностную коррекцию.

Итак, понятийно-ценностные структуры личности формируются в процессе воспитания и оказывают существенное влияние на психический баланс. В свою очередь, определенные особенности психического баланса приводят к психосоциальной патологии непосредственно, а к соматической патологии — опосредованно через эмоциональный груз. Для большинства людей (за исключением генотипически дисгармоничных, то есть имеющих высокий генетический груз) эти особенности психического баланса предопределены, в основном, качеством понятийно-ценностной структуры личности.



Дополнительно

Скидки на семейный

Основы здоровья
© 2009-2010